Энергоэффективность в коммунальном теплоснабжении

Публикации в СМИ

5 Января 2013г.

Энергосервисные компании (ЭСКО): международный опыт, опыт внедрения в Казахстане – результаты, уроки и выводы

При поддержке проекта ПРООН/ГЭФ по энергоэффективности в теплоснабжении в г. Караганде с 2009 года началась апробация механизма ЭСКО. ЭСКО в Караганде - это частная компания, которая управляет и координирует всеми стадиями внедрения проекта по энергосбережению в теплоснабжении зданий и обеспечивает другие сопутствующие услуги. Компания обеспечивает финансирование проекта при отсутствии достаточных средств у собственника. 

 1. Мировой опыт. 

Как известно, энергосервисная компания (ЭСКО) разрабатывает, осуществляет и предоставляет, или организует финансирование начальных инвестиций в энергосбережение для клиентов. Такая компания обычно это физическое или юридическое лицо, предоставляющее услуги и/или выполняющее мероприятия по повышению энергоэффективности зданий или помещений, при этом, возможно, принимающее на себя определенную долю финансового риска. Оплата за оказанные услуги основана (в целом или частично) на достижении показателей энергоэффективности и на соответствии другим согласованным критериям исполнения услуг. Выплаты из полученных сбережений позволяют клиентам компенсировать затраты ЭСКО по мониторингу, измерению и контролю. Основополагающая концепция бизнес-модели ЭСКО заключается в том, что клиент не должен искать первоначальные капиталовложения, но несет ответственность только за возврат инвестиций, вложенных, или организованных со стороны ЭСКО. 

Существует три основные модели ЭСКО, применяемые в мировой практике: 
• Модель разделения сбережений
 • Модель гарантированных сбережений.
• Модель «Chauffage». 

Финансовая модель разделения сбережений основана на том, что ЭСКО финансирует все первоначальные капитальные затраты проекта, а также несет полную ответственность за возврат кредитору предоставленных им средств. Клиент оплачивает ЭСКО определенный процент (это может быть и фиксированная сумма) из полученных сбережений по проекту, достаточный, чтобы ЭСКО могла вернуть проектные инвестиции своим кредиторам, оплатить затраты на измерение и контроль и любые другие связанные затраты. Конечный пользователь энергетических ресурсов не несет прямых договорных обязательств по возврату ссуды кредитору, поскольку данное обязательство возникает у ЭСКО. В финансовой модели гарантированных сбережений клиент обращается за ссудой, финансирует проект и периодически погашает задолженность перед финансовым институтом. ЭСКО не несет прямых договорных обязательств по возврату ссуды кредитору, поскольку данное обязательство возникает у конечного энергопотребителя. Гарантия ЭСКО по сбережениям не является гарантией возврата кредитору заимствованных средств, она представляет собой гарантию конечному энергопотребителю получения сбережений, достаточную, в эквивалентном значении, для возврата кредитору заимствованных средств. Финансовая модель «Chauffage» довольно популярна в странах Европы, прежде всего, во Франции, откуда происходит название «chauffage», а также в Германии. В рамках данной модели контракта в качестве исполнителя энеоргосервисных услуг выступает ресурсоснабжающая организация. Идея данного типа взаимоотношений между поставщиком ресурсов и заказчиком состоит в том, что они договариваются о поставке ресурса (пар, тепловая энергия, электроэнергия для освещения и т.п.) по фиксированной цене (или по цене, порядок изменения которой в течение срока договора фиксируется в договоре) на длительный период, который может достигать 10 и даже 30 лет. При этом поставщик ресурсов использует возможность снижения издержек при производстве и транспорте ресурса. Помимо этого исполнитель предлагает заказчику энергосберегающие меры, которые позволят заказчику сократить потребление ресурса на 3 - 10%. В этой схеме меры по энергосбережению финансирует ЭСКO, которая остается собственником энергосберегающего оборудования. В таком случае и поставщик, и заказчик получают определенную выгоду. Поставщик получает длительный контракт, возможность сократить издержки на производство ресурса, а также за счет оказания дополнительных услуг потребителям получить конкурентное преимущество, привлечь новых потребителей и «перебросить» освободившиеся мощности на производство ресурса для этих новых потребителей. Заказчик получает возможность сократить потребление ресурса и уменьшить расходы на приобретение этого ресурса. В международной практике ЭСКО работают на основе применения энергосервисных перформанс-контарктов - договоров между собственником (представителем собственника) имущества и лицом, оказывающим энергосервисные услуги, на выполнение мероприятий по повышению энергоэффективности, согласно которому инвестиции в указанные мероприятия окупаются в зависимости от согласованного в договоре достигнутого уровня энергоэффективности. 

Основные принципы договорных отношений в рамках перформанс-контракта:  
• проекты повышения энергоэффективности выполняются специализированными энергосервисными компаниями – ЭСКО; 
• оплата услуг ЭСКО зависит от уровня достигнутой экономии энергетических ресурсов;
• инвестиции, обслуживание долга и стоимость энергосервисных услуг (полная цена энергосервисного контракта) постепенно возвращаются за счет полученной экономии расходов в денежном выражении, которая, в свою очередь, является следствием достигаемого сокращения потребления энергоресурсов в течение периода действия контракта;
 • энергосервисный контракт заключается на период, необходимый для полной компенсации расходов на выполненные энергосберегающие мероприятия;

• контрактом гарантируется сохранение эффекта энергосбережения и денежной экономии расходов на энергию (и других расходов) за пределами срока выполнения контракта.

 Следующие виды ЭСКО функционируют в различных странах мира:
 
• Независимые ЭСКО. Они не принадлежат электроэнергетическому или газовому хозяйству, производителю оборудования/средств контроля и управления или компании-поставщику энергии. Многие независимые ЭСКО концентрируются на нескольких географических рынках и/или нацелены на определенные сегменты рынка клиента. 

• Производители строительного оборудования. Являются собственниками данного вида ЭСКО, многие из них имеют обширную сеть филиалов, которые обеспечивают национальный (и международный) охват, а отделы продаж и специализированный национальный штат предоставляют решения по ЭЭ, возобновляемым источникам энергии и распределенной генерации для сегментов рынка клиента. 

 • Коммунальные предприятия. Владельцами данного вида ЭСКО являются регулируемые, или государственные электроэнергетические, или газовые предприятия. Многие ЭСКО данного вида в настоящее время концентрируются на региональных рынках, или на территориях обслуживания своих головных коммунальных предприятий. 

 • Энергетические/инженерные компании. Данный вид ЭСКО принадлежит международным нефтегазовым компаниям, нерегулируемым поставщикам энергии, или крупным инженерным фирмам. 

2. Внедрение ЭСКО в Казахстане.
 При поддержке проекта ПРООН/ГЭФ по энергоэффективности в теплоснабжении в г. Караганде с 2009 года началась апробация механизма ЭСКО. ЭСКО в Караганде - это частная компания, которая управляет и координирует всеми стадиями внедрения проекта по энергосбережению в теплоснабжении зданий и обеспечивает другие сопутствующие услуги. Компания обеспечивает финансирование проекта при отсутствии достаточных средств у собственника. Собственник в последствие рассчитывается с ЭСКО по установленному графику платежей, который согласуется с величиной той экономии энергии, которую получает собственник после реализации проекта. Потребители, как правило, не вкладывают свои средства в энергоэффективное оборудование на начальном этапе и платят за энергию как обычно (по применяемому тарифу), часть средств идет на оплату потребленной энергии, а сэкономленная составляющая – на оплату установленного энергосберегающего оборудования. Первоначальной моделью для внедрения ЭСКО в Караганде при работе с потребителями – жилыми многоквартирными и общественными зданиями, планировалось возвращать первоначальные инвестиции в ЭСКО через энергопоставляющую компанию. Таким образом, снижаются риски возврата инвестиций для частной ЭСКО. Однако такую модель не удалось согласовать на уровне региона большей частью потому что, энергопоставляющие компании – это сфера естественных монополий, регулируемая антимонопольным законодательством. В этих условиях для модели ЭСКО в Караганде была разработана особая модель, при которой первоначальные инвестиции, вложенные ЭСКО возвращались клиентами (собственниками квартир) через обслуживающий Кооператив Собствеников Кваритр (КСК), с которым у ЭСКО был заключен перворманс-контракт. По такой схеме ЭСКО в Караганде реализовал на сегодня пять пилотных проектов в жилых многоквартирных зданиях, в которых был выполнен энергоаудит объектов пилотирования, проведена разработка и согласование проектов, установлены приборы учета и средства автоматизированного регулирования потребления теплоэнергии, проводится обслуживание установленного оборудования и обеспечивается сохранность оборудования. За счет реализации этих проектов клиентами получена экономия тепловой энергии в размере от 6 до 34 % в зависимости от конкретного здания за один отопительный сезон. Соответственно клиентами сэкономлено в оплате за тепловую энергию от 34 до 227 тыс. тенге. При этом в двух зданиях экономии денежных средств не получено и связано это с применяемым в отсутствии приборов учета тепла общегородским нормативом, который не учитывает специфику отдельных зданий. В отсутствии прибора учета тепла эти здания потребляли больше теплоэнергии, чем оплачивали по общегородскому нормативу их собственники. После установки прибора учета и средств регулирования оплата за потребленное тепло приблизилась, следовательно, к фактическому потреблению и собственники не почувствовали никакой разницы. Важный урок по данным зданиям – их собственники абсолютно не мотивированы к энергосбережению и заключению каких-либо перформанс-контрактов, поскольку, вследствие, заниженного городского тарифа они находятся в более лучших условиях в оплате за тепло при отсутствии прибора учета ! Определенная надежда на стимулирование к энергосбережению этих собственников кроется во введении дифференцированной оплаты за тепло в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета тепла, водимой в РК согласно новому Закону «Об энергосбережении и энергоэффективности». К слову, в Караганде она так и не была введена до сих пор, несмотря на соответствующие решения. И это существенно тормозит процесс энергосбережения в секторе теплоснабжения !!! Следует учесть, если собственники подобных зданий находятся «в выгоде» по оплате за тепло (вследствие применяемого «заниженного» городского норматива для этих зданий), то теплоснабжающая компания в это же время терпит убытки. По расчетам экспертов проекта ПРООН/ГЭФ только по двум пилотным зданиям до реализации проекта убытки теплоснабжающей компании за один отопительный период составили около 2,6 млн.тенге. Такая ситуация никак не может не вызывать опасения экспертов, ведь в конечном итоге нерациональное использование тепловой энергии сказывается на общем качестве теплоснабжения города. Нерациональное использование ресурсов – прямая угроза для окружающей среды, в том числе глобальной ! Для сведения: в результате реализации пилотных проектов в Караганде за один отопительный сезон были предотвращены эмиссии парниковых газов в количестве 518 тонн в эквиваленте CO2. 

3. Рекомендации для развития ЭСКО в Казахстане.

 В рамках работы по апробации ЭСКО в Казахстане следующие рекомендации были даны международными экспертами для развития энергосервиса в нашей стране:
 • Рекомендуется поощрять создание муниципальных ЭСКО, принадлежащих муниципалитетам. Такой подход позволит накопить практический опыт в развитии ЭСКО, а также развить общий интерес к энергосбережению и энергоэффективности в муниципальном секторе теплоснабжения, что будет стимулировать интерес частных компаний и частных лиц к созданию ЭСКО, при условии проведения адекватной информационной кампании о достигнутых результатах в этой области. 

• Предлагается также поощрять приход международных компаний в сектор теплоснабжения. Это будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций в энергоэффективность коммунального теплоснабжения, расширению технических и финансовых возможностей и ноу-хау для энергетических услуг по энергосбережению. Для передачи технологий и наращивания потенциала целесообразно создание совместных предприятий. 

• Разработка и внедрение комплексной программы для повышения энергоэффективности в коммунальном теплоснабжении. Для достижения своих целей Комплексная программа должна быть основана на использовании перформанс-контрактов по энергоэффективности.

 • Продвижение институциональных реформ на национальном уровне, которые будут приносить пользу сектору муниципального теплоснабжения с помощью внедрения и усиления возможностей рекомендуемого к созданию Агентства по энергоэффективности, которое будет непосредственно занято продвижением энергосбережения в данном секторе.

 • Пересмотр тарифной политики на тепло для приведения тарифов за тепло до уровня полного возмещения затрат, при осуществлении адекватной поддержки для малоимущих слоев населения, чтобы покрыть их основные потребности. • На национальном и муниципальном уровнях внедрение общественных финансовых механизмов, таких как гранты и револьверные фонды вместе с перформанс - контрактами, как альтернативные варианты по принятию мер для срочной инвестиционной потребности в улучшении энергоэффективности в муниципальном теплоснабжении. 

• Переход к оплате по фактическому потреблению тепла. Высшие должностные лица, регуляторы, компании теплоснабжения и ассоциации потребителей должны работать совместно, чтобы ускорить переход к оплате услуг теплоснабжения по фактическому потреблению тепла на основе приборов учета.

 • Развитие технических навыков. Развитие способностей всех ключевых участников в разработке, осуществлении и мониторинге проектов по ЭЭ в коммунальном теплоснабжении. 

 • Развитие информированности по вопросам энергоэффективности в коммунальном теплоснабжении. Создать информационную сеть, а также веб-сайт, которые будут служить основой для распространения энаний и информации об энергосбережении и проектах в коммунальном теплоснабжении. 


 Александр Белый, руководитель проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения».

Источник: Bnews.kz